Иосиф Андреевич Павлишак

Павлишак Иосиф Андреевич ,биография

Замечательный русский живописец Иосиф Андреевич Павлишак (1923 – 1995) – коренной калужанин. И почти всю свою жизнь он прожил в Калуге. Лишь дважды он надолго покинул родной город. Первый раз – в 1942 году, когда он, вскоре после окончания школы ушел на фронт. Ему довелось стать участником страшной Сталинградской битвы. Участвовал он и в других боях. Стал кавалером ордена Отечественной войны I степени. Был ранен – и в 1944 году вернулся в Калугу. А уже вскоре, сразу после того, как завершилась Отечественная война, уехал учиться в Эстонию – стал студентом Государственного художественного института в Тарту. И, завершив учебу, возвратился на родину профессиональным художником.

Случилось это в 1951 году. С той поры он участвовал более чем в пятидесяти областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. А в 1957 году стал председателем местной организации Союза художников России. И проработал на этой должности четверть века.

В 1972 году Павлишак стал заслуженным художником России. Незадолго до смерти был выдвинут на звание народного художника России – но получить это звание уже не успел.

И все же самое главное – это то, что Павлишак на всем протяжении жизни своей создавал великолепную живопись. Им написано великое множество этюдов и немало картинных композиций – темпераментных, лучащихся светом. Ставя своей целью максимально непосредственную передачу мимолетных впечатлений от увиденного, он растворяет предметность в атмосферической среде. Запечатлеваемые им букеты и деревья, реки и поля кажутся составленными из светящихся «атомов» краски.

Изобразительные формы слиты с окружением и единородны ему. Они возникают из шевелящейся, движущейся живописной массы. Акцентируются оптические качества изображаемого – живопись пространственна; образы воспринимаются мгновенно, разом, в зрительном единстве.

И, однако, изображения не становятся сугубо импрессионистическими. Они – весомы, живопись – материальна. Порой небо, облака кажутся столь же массивными, как и земля, деревья, дома… В возникающей на глазах зрителя живописной реальности предметы парадоксальным образом обретают пространственность, а пространство – предметность.

Картины Павлишака возникали в результате естественного расширения и развития пейзажных и портретных тем: портреты типизировались, пейзажные образы обобщались – и появлялись синтетические, но тем не менее сохраняющие конкретность образы. Именно такие работы, поступившие еще при жизни художника в собрание нашего музея, составляют основу нынешней выставки. Это – обобщенные, но выразительные образы советских крестьянок. Это – мажорные, энергичные, а вместе с тем поэтичные повествования о крестьянской жизни, о России.

Искусство Павлишака – искусство значительное, богатое идеями и эмоциями. И при этом – очень живое, трепетное, задушевное. В нем немало отзвуков ушедшей эпохи, порой вызывающих ныне ностальгию. Но, как всякое истинное искусство, оно ничуть не устарело, оно вполне современно.

В.Обухов